Министерство социального развития Смоленской области

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Социально-оздоровительный центр «Голоевка»

Смоленская область, Рославльский район, д. Профилакторий ЗИЛ, п/о Крапивенский – 2

Рабочая программа

 

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Социально-оздоровительный центр «Голоёвка»

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

кружок «Умелые руки»

возраст обучающихся 7—17 лет,

срок реализации — 1 год

 

 

 

 

Разработчик:

Зайцева Нина Владимировна

руководитель кружка

 

 

 

 

 

 

Д. Профилакторий ЗИЛ


 

Оглавление

Пояснительная записка

3

Особенности методики обучения

7

Режим организации занятий

8

Содержание программы

11

Методическое обеспечение программы

17

Материально-техническое обеспечение программы

19

Ожидаемые результаты и способы их проверки

19

Список литературы для педагога

22

Список литературы для детей

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные материалы: дерево, глина, кость, шерсть, стекло, камень, а спустя тысячелетия - и металл. Желание сделать что-то красивое присуще и современному человеку. Конечно, на смену орудиям труда древних людей пришли современные инструменты и технологии, но одно осталось неизменным: самый лучший подарок–это предмет, сделанный своими руками, руками близкого и дорогого тебе человека.       

В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.

Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе кружков дополнительного образования, в период пребывания на отдыхе и оздоровлении, позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах.

Кружковые объединения типа «Умелые руки», предлагающие различные виды творческой и конструирующей деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается также и тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в декоративно-прикладном творчестве, выборе профессии, в определении жизненного пути, а, овладев навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

Содержание данной программы построено таким образом, что воспитанники кружка под руководством педагога смогут создавать поделки в различных техниках, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.

На занятиях кружка обучающиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса; распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу; расчет необходимых материалов и времени; выбор инструментов и приспособлений, рациональных приемов работы; умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.

Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке модели-копии изделия по образу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний. В самом процессе изготовления таких моделей они в определенной мере уже сталкиваются с технологией обработки различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного материала и др.), с проявлением их физических и химических свойств.

Прикладное творчество, таким образом, через создание декоративного объекта способствует получению обучающимися углубленных знаний об окружающем мире. Оно служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.

      Известно, что в поиске решения конструкторских задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о ее состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и  различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.

Программа экспериментальная, рассчитана на обучение детей от 7 до 17 лет. Это группы переменного состава. Набор обучающихся свободный из числа пребывающих на отдыхе и оздоровлении в СОЦ «Голоёвка».

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения: 5 часов в неделю, 10 часов за период пребывания в оздоровительном центре – 1 смену: 2 часа на теорию, 8 часов на практику. Таким образом, видно, что данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность. Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие конструкторского мастерства с художественными темами.

 

 

 

 

 

Цели:

1.     Сформировать у обучающихся навыки работы с различными материалами;

2.     Формировать творческую личность и создавать условия для наиболее полного раскрытия творческих и конструкторских способностей детей;

3.     Приобщить детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через декоративно-прикладное творчество;

4.     Активизировать познавательную и творческую деятельности, способствовать социализации детей и подростков, а также дальнейшему профессиональному самоопределению.

Реализация целей программы идет через решение ее  задач.

Образовательные:

1.     Овладение учащимися знаниями элементарных приемов работы с различными материалами;

2.     Овладение учащимися знаниями о технике безопасности при работе с различными инструментами, клеем, красками;

3.     Формирование навыков работы по инструкции, алгоритму, создания собственных конструкций;

4.     Освоение элементов смешанных техник.

Развивающие:

1.     Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей;

2.     Формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

1.     Воспитание любви и уважения к традициям и культуре родной земли;

2.     Формирование культуры общения в группе.

Независимо от направления работы при реализации программы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:

·        Уважение к личности ребенка;

·        Признание права ребенка на ошибку;

·        Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;

·        Справедливость;

·        Сохранение здоровья детей.

Также в основу программы положены:

·        Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием творческих способностей;

·        Система межпредметных связей (математика, изобразительное искусство, труд);

·        Соблюдение преемственности в творчестве младших школьников и школьников среднего и старшего звена.

Особенности методики обучения

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка разделов, введения дополнительного художественного материала, методики проведения занятий.  Программа кружка «Умелые руки» способствует расширению и углублению знаний в области художественного труда с применением различных материалов. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

 

 

Режим организации занятий

 Общее количество часов в год – 242 часа, в неделю – 5 часов. Занятия проводятся во второй половине дня, пять раз в неделю.

После вводного теоретического занятия следует 4 творческих мастер-класса, предполагающих применение полученных теоретических знаний на практике.

Содержание разделов (по сезонам года)

 

№ раздела

Название и содержание раздела

Количество часов

1

Аппликация.

10

2

Моделирование цветов.

10

3

Работа с природным материалом.

10

4

Изготовление декоративных панно (смешанная техника).

10

5

Конструирование открыток.

10

6

Работа с бросовым подручным материалом.

10

Итого

 

60

 

Учебно-тематический план

 

№ раз-дела

Название раздела и его содержание

темы

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Прак-тика

1

Аппликация

1-5

Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж по ТБ при работе с бумагой, клеем, ножницами.

Искусство аппликации – история, виды, инструменты.

1

 

 

 

1

1

 

 

 

1

-

 

 

 

-

Аппликация из салфеток.

2

-

2

Плоская аппликация.

2

-

2

Обрывная аппликация.

 

2

-

2

Панно в технике торцевание.

2

-

2

2

Моделирова-ние цветов

 

6-10

Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж по ТБ.

Техники создания цветов из различных материалов.

Презентация «Букеты своими руками».

1

 

 

1

1

 

 

1

-

 

 

      -

Изготовление цветов из креповой бумаги.

2

-

2

Оригами. Изготовление букета из объемных цветов.

2

-

2

Квиллинг. Изготовление панно с цветами в смешанной технике с элементами квиллинга.

2

-

2

Свит-дизайн, изготовление букетов из конфет.

2

-

2

3

Работа с природным материалом

11-15

Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж по ТБ при работе с природным материалом, колющими и режущими инструментами.

Обзор видов поделок из природного материала.

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

-

 

 

 

 

 

-

Технология изготовления поделок из осенних листьев, каштанов, шишек, желудей.

2

-

2

Технология работы с яичной скорлупой. Изготовление панно.

2

-

2

Технология работы с крупами. Изготовление панно.

2

-

2

Изготовление сувенира из природного материала по выбору.

2

-

2

4

Изготовление декоратив-ных панно (смешанная техника)

16-20

Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, клеем. Материалы и инструменты для работы.

Виды декоративных панно, их применение.

1

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1

-

 

 

 

 

 

-

Выбор и комбинирование техник при изготовлении декоративного панно. Создание эскизов.

 

 

2

-

2

Изготовление объемных элементов панно в техниках оригами, квиллинг и др.

2

-

2

Сборка панно, комбинирование элементов, создание орнаментов.

2

-

2

Окончательное оформление панно, изготовление рамок, декорирование.

2

-

2

5

Конструиро-вание открыток

21-25

Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж по ТБ.

Открытки – история и современность. Различные техники создания открыток.

1

 

 

1

1

 

 

1

-

 

 

-

Технология изготовления открытки в технике скрапбукинг.

2

-

2

Технология изготовления открытки в технике объемная аппликация.

2

-

2

Технология изготовления и декорирования подарочных коробочек.

2

-

2

Изготовление открытки на свободную тему.

2

-

2

6

Работа с бросовым подручным материалом

26-30

Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж по ТБ при работе с бросовым материалом, необходимые инструменты.

Обзор сувениров изготовленных из бросового подручного материала.

1

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

-

 

 

 

 

-

Изготовление поделок из одноразовой посуды.

2

-

2

Изготовление поделок из ватных палочек и дисков.

2

-

2

Декорирование стеклянных бутылок.

2

-

2

Изготовление и декорирование вазы из картонных цилиндров.

2

-

2

 

Выставка лучших работ - ежегодно

2

 

 

Итого:

60

12

48

 

 


 

Содержание программы

 

Наименование раздела, темы

Форма проведения

Содержание. Теория. Практика.

Оборудование

Образовательный продукт

Вводный раздел

Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж.

Тренинг. Инструктаж.

Знакомство с обучающимися. Доведение до их сведения информации о специфике кружка, о предполагаемом образовательном продукте. Решение организационных вопросов.

Теория: правила групповой работы, индивидуальные и общие цели посещения занятий, изучение запросов и ожиданий учащихся. Правила безопасного поведения на занятиях. Обучение коллективной работе и выработка правил совместной деятельности.

Компьютер. Слайды, отражающие содержание инструктажа.

Перечень правил совместной работы.

1. Искусство аппликации – история, виды, инструменты.

Лекция с элементами беседы, демонстрационного показа материалов и инструментов.

Теория: информация об аппликации как древнейшем декоративно-прикладном  искусстве, видах аппликации, необходимых инструментах. 

 

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, тематические слайды.

Тезисы по теме.

2. Аппликация из салфеток.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды бумаги и салфеток по фактуре, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать аппликации с использованием салфеток, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, салфетки цветные, бумага, клей, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы аппликаций из салфеток.

3.Плоская аппликация.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды бумаги, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать плоские аппликации из бумаги различных видов, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, бумага – цветная, креповая, гофрированная, металлизированная, клей, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы плоских аппликаций.

4.Обрывная аппликация.

 

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды бумаги, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать обрывные аппликации из бумаги различных видов, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, бумага – цветная, креповая, гофрированная, металлизированная, клей, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы обрывных аппликаций.

5.Панно в технике торцевание.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды бумаги, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать панно из бумаги различных видов в технике торцевание, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, бумага – цветная, креповая, гофрированная, салфетки, клей, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы панно выполненные в технике торцевание.

6.Техники создания цветов из различных материалов.

Презентация «Букеты своими руками».

Лекция с элементами беседы, демонстрационного показа материалов и инструментов.

Теория: информация о цветоделии, как популярном направлении декоративно-прикладного  искусства, видах искусственных цветов, необходимых инструментах и материалах. 

 

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, тематические слайды.

Тезисы по теме.

7.Изготовление цветов из креповой бумаги.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды бумаги, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать цветы различных видов из креповой бумаги, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, бумага – цветная, креповая, гофрированная, салфетки, клей, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы цветов из креповой бумаги.

8. Оригами. Изготовление букета из объемных цветов.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умение различать виды бумаги, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать цветы различных видов в технике оригами, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, бумага цветная, салфетки, клей, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы объемных бумажных цветов.

9. Квиллинг. Изготовление панно с цветами в смешанной технике с элементами квиллинга.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды бумаги, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать цветы различных видов в технике квиллинг, монтировать их на панно, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, бумага цветная, картон, салфетки, клей, ножницы, инструменты для квиллинга.

Алгоритмы действий, образцы панно с цветами в технике квиллинг.

10.Свит-дизайн, изготовление букетов из конфет.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды бумаги и конфет, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать цветы различных видов в технике свит-дизайн, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, бумага – цветная, креповая, гофрированная, салфетки, клей, ножницы, конфеты.

Алгоритмы действий, образцы букетов из конфет.

11. Обзор видов поделок из природного материала.

Лекция с элементами беседы, демонстрационного показа материалов и инструментов.

Теория: информация о работе с природным материалом, как популярном направлении декоративно-прикладного  искусства, видах поделок из природных материалов, необходимых инструментах и материалах. 

 

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, тематические слайды.

Тезисы по теме.

12. Технология изготовления поделок из осенних листьев, каштанов, шишек, желудей.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умение различать виды природного материала, подбирать необходимый для изделия материал, изготавливать поделки различных видов из осенних листьев, каштанов, шишек, желудей, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, природный материал различных видов, пластилин, клей, бумага, проволока, спички, шило, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы поделок из осенних листьев, каштанов, шишек, желудей.

13.Технология работы с яичной скорлупой. Изготовление панно.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды природного материала, подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать природный материал к работе, изготавливать панно с использованием яичной скорлупы, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, яичная скорлупа, кисточки, краски, клей, бумага, картон, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы панно из яичной скорлупы.

14.Технология работы с крупами и макаронами. Изготовление панно.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению различать виды природного материала, подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать природный материал к работе, изготавливать панно с использованием различных круп и макарон, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, крупы, макароны, кисточки, краски, клей, бумага, картон, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы панно из круп.

15. Виды декоративных панно, их применение.

Лекция с элементами беседы, демонстрационного показа материалов и инструментов

Теория: информация об изготовлении декоративных панно, как популярном направлении декоративно-прикладного  искусства, видах декоративных панно, необходимых инструментах и материалах. 

 

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, тематические слайды.

Тезисы по теме.

16.Выбор и комбинирование техник при изготовлении декоративного панно. Создание эскизов.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные техники декорирования, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага, ткань, ножницы, клей, пластилин, карандаши.

Алгоритмы действий, образцы эскизов панно.

17. Изготовление объемных элементов панно в техниках оригами, квиллинг и др.

 

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные техники декорирования, изготовлению объемных элементов панно в техниках оригами, квиллинг и др., формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага, ткань, ножницы, клей, пластилин, карандаши, инструменты для квиллинга,

Алгоритмы действий, образцы объемных элементов панно.

18. Сборка панно, комбинирование элементов, создание орнаментов.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага, ткань, ножницы, клей, пластилин, карандаши, инструменты для квиллинга, образцы объемных элементов панно.

Алгоритмы действий, образцы декоративных панно.

19.Окончательное оформление панно, изготовление рамок, декорирование.

 

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, изготавливать декоративные рамки для панно, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага, ткань, ножницы, клей, пластилин, карандаши.

Алгоритмы действий, образцы декоративных панно в рамках.

20.Открытки – история и современность. Различные техники создания открыток.

Лекция с элементами беседы, демонстрационного показа материалов и инструментов

Теория: информация об открытке как выражении теплых чувств, видах открыток, необходимых инструментах и материалах для их изготовления. 

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, тематические слайды.

Тезисы по теме

21. Технология изготовления открытки в технике скрапбукинг.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, изготавливать открытки в технике скрапбукинг, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага, ножницы, клей, наборы для скрапбукинга.

Алгоритмы действий, образцы поздравительных открыток в технике скрапбукинг.

22.Технология изготовления открытки в технике объемная аппликация.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, изготавливать открытки в технике объемная аппликация, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага, салфетки, ножницы, клей.

Алгоритмы действий, образцы поздравительных открыток в технике объемная аппликация.

23.Технология изготовления и декорирования подарочных коробочек.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, конструировать и изготавливать подарочные коробочки различных форм, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага – цветная, креповая, гофрированная, салфетки, клей, ножницы, карандаши, линейка, циркуль.

Алгоритмы действий, образцы декоративных подарочных коробочек.

24. Изготовление открытки на свободную тему.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, конструировать и изготавливать поздравительные открытки, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картон, бумага – цветная, креповая, гофрированная, салфетки, клей, ножницы, карандаши.

Алгоритмы действий, образцы декоративных поздравительных открыток.

25. Обзор сувениров изготовленных из бросового подручного материала.

Лекция с элементами беседы, демонстрационного показа материалов и инструментов

Теория: информация об использовании бросового подручного материала в декоративно-прикладном творчестве, видах сувениров из подручного бросового материала, необходимых инструментах и материалах для их изготовления. 

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, тематические слайды.

Тезисы по теме.

26.Изготовление поделок из одноразовой посуды.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, конструировать и изготавливать поделки из одноразовой посуды, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, одноразовая посуда, нитки, иголки, ткань, скотч, клей, ножницы, шило, степлер.

Алгоритмы действий, образцы сувениров из одноразовой посуды.

27.Изготовление поделок из ватных палочек и дисков.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, конструировать и изготавливать поделки из ватных палочек и дисков, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, ватные палочки и диски, нитки, иголки, ткань, скотч, клей, ножницы, степлер, бумага цветная, картон, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы сувениров из ватных палочек и дисков.

28. Декорирование стеклянных бутылок.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, декорировать стеклянные бутылки с помощью различных материалов, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, пластилин, крупы, бусины, пайетки, бисер, краски, кисточки, скотч, клей, ножницы, степлер, бумага цветная, картон, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы декоративных стеклянных бутылок.

29. Изготовление и декорирование вазы из картонных цилиндров.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, изготавливать и декорировать вазы из картонных цилиндров, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, картонные цилиндры, пластилин, крупы, бусины, пайетки, бисер, краски, кисточки, скотч, клей, ножницы, степлер, бумага цветная, картон, ножницы.

Алгоритмы действий, образцы декоративных ваз из картонных цилиндров.

30. Изготовление сувенира из бросового подручного материала по выбору.

Мастер-класс

Практика: обучение правилам работы с инструментами, умению подбирать необходимый для изделия материал, подготавливать материал к работе, выбирать и комбинировать различные элементы декорирования, изготавливать и декорировать сувениры из бросового подручного материала, формирование умения работать по алгоритму.

Инструкционные карты, различный бросовый подручный материал, краски, кисточки, скотч, клей, ножницы, степлер, бумага цветная, картон, ножницы.

 


 

Методическое обеспечение программы

 

В качестве главного метода программы избран творческий метод.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности детей.

В процессе реализации программы  кружка «Умелые руки» применяются следующие подходы: системный, мотивационный и личностно ориентированный.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Мотивационный подход реализуется через осуществление следующих закономерностей:

а) образовательный процесс строится с целью удовлетворения  познавательной потребности детей,  обучающихся в кружке;

б) причинно-следственные связи, исходящие из смысла деятельности, побуждают к         действиям.

Личностно ориентированный подход  включает в себя такие условия  развития  личности ученика,  как:

 а) развитие личности ученика происходит только в деятельности ученика;

 б) развитие личности эффективно при использовании субъектного опыта этой личности  -  и предполагает реализацию следующих закономерностей:

1) создание атмосферы заинтересованности в результатах учебно-познавательной деятельности;

2) обучение саморефлексии деятельности;

3) воспитание способности к самоопределению, к эффективным коммуникациям самореализации;

4) свобода мысли и слова как ученика, так и педагога;

5) ситуация успеха в обучении;

6) дедуктивный метод обучения (от частного к общему);

7) повышение уровня мотивации к обучению.

Принципы организации учебно-воспитательного процесса:

1.           Программой предусмотрено проведение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

2.           Игровые формы работы являются актуальными в разновозрастной группе;

3.           Активное использование такой формы занятия, как мастер-класс;

4.           Разнообразие материалов и техник, предложенных для реализации замысла, при выполнении творческих работ;

5.           Привлечение жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности;

6.           Каждый блок занятий включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя словесные и наглядные методы. Это лекция с элементами беседы, инструктаж, демонстрация. Целью теоретической части является усвоение детьми новых знаний, понятий, формирование навыков, используемых ими впоследствии;

7.           На занятиях используется метод наглядной передачи информации и ее зрительного восприятия (демонстрация поэтапного выполнения задания, наблюдение).

Таким образом, для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий, формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа; рисование эскиза, конструирование модели, мастер-классы, лекции, заочные экскурсии и др.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учетом планируемых общелагерных мероприятий и интересов учащихся.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Для реализации программы необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (для демонстрации тематических слайдов), стеллаж, флип-чарты (для организации выставок).

Материалы: бумага цветная (креповая, гофрированная, для квиллинга, скрапбукинга, металлизированная и пр.), цветные салфетки, цветной картон, картон упаковочный, краски, клей-карандаш, клей ПВА, ткань, ленты, нитки, шнур,  природный материал (шишки, желуди, каштаны, крупы, макароны, яичная скорлупа и пр.), подручный бросовый материал, скотч, наборы для скрапбукинга, бусины, бисер, пайетки.

Инструменты и принадлежности: кисточки, карандаши, фломастеры, маркеры, клеевой пистолет, шило, линейка, ножницы, нож канцелярский, степлер.

Занятия целесообразнее проводить в специально оборудованном кабинете.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

 

·                   Наличие интереса к творческой деятельности, стремление к творческому самовыражению через работу с различными материалами и инструментами;

·                   Владение основными приемами работы с бумагой, картоном, природным и подручным материалом;

·                   Проявление навыков декорирования готовых изделий;

·                   Умение работать по алгоритму.

Характеристика знаний, умений, которые должны получить обучающиеся, определяется в соответствии с теоретическими и практическим пунктами программы.

В конце учебного курса кружка «Умелые руки» обучающиеся должны знать правила техники безопасности; основы композиции и цветоведения; классификацию и свойства различных видов бумаги; основные приемы работы с бумагой, картоном, природным и подручным материалом. Учащиеся должны уметь изготавливать поделки согласно алгоритму действий, создавать эскизы своих собственных моделей и воплощать замысел.

Основным способом проверки ЗУН учащихся является изготовление поделок по собственному замыслу во время проведения мастер-классов, также используется тестовая форма, мини-опросы во время теоретических занятий, игровые формы контроля, участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Отдельно контрольные и зачетные занятия не выносятся, так как в этом нет необходимости: оценка и корректировка ЗУН учащихся происходит во время изготовления поделок.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:

·                   1 уровень – репродуктивный с помощью педагога;

·                   2 уровень – репродуктивный без помощи педагога;

·                   3 уровень – продуктивный;

·                   4 уровень – творческий.

       Промежуточный контроль:

·                   Тестовый контроль.

·                   Фронтальная и индивидуальная беседа.

·                   Игровые формы контроля.

·                   Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

       Итоговый контроль:

·                   Сумма показателей за все время обучения.

·                   Выполнение комплексной работы по предложенной модели.

·                   Творческая работа по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Результатом обучения будет являться изменение в познавательных интересах обучающихся и профессиональных направлениях, в психических механизмах (мышление, воображение), в практических умениях и навыках, в проявлении стремления к творчеству и овладение приемами творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

1.     Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования. Архангельск, 2014.

2.     Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

3.     Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. М.:ВЛАДОС, 2004.

4.     Конышева Н.М. Настольная книга педагога дополнительного образования. М.: - Ассоциация, 2017.

5.     Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования. Челябинск, 2010.

6.     Теория и практика современного дополнительного образования детей: учебное пособие / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург, гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОПТУ,.

 

Список литературы для обучающихся

1.  Английская техника пэчворк. Клаудия Шмидт. Издательская группа «Контэнт», 2012.

2.  Аппликация. С.П. Кашин. Энтраст Трейдинг, 2015.

3.  Бисер и бусинки. О. Соболева. Академия развития АСТ, 2009.

4.  Букеты из конфет. Т. Малиновцева. Хобби-клуб, 2015.

5.  Букеты из конфет. Шипилова Е.М. Астрэль, 2011.

6.  Волшебные оригами. А. Спицына. Рипол-классик, 2013.

7.  Деревья и цветы. Донателла Чиотти, Контэнт, 2013.

8.  Елочные игрушки из лоскутков. Анита Пал – Буйташ. Контент, 2015.

9.  Звёзды и ангелы из бисера. Марас Ингрид. АСТ-Пресс, 2015.

10.           Зверушки из пробок. Вернер Шультце. АРТ-Родник, 2006.

11.           Игрушки-обереги своими руками. Т.В. Денисова. АСТ, 2015.

12.           Из простой бумаги мастерим как маги. М.И. Нагибина. Академия развития, 1998.

13.           Лоскутное шитье от простого к сложному. Джанна Валли Берти. Мир книги, 2002.

14.           Лоскутное шитье. Джанна Валли Берти, Россанна Риколфи. Мир книги, 2002.

15.           Мастерим из бумаги. Е. Филатова. Московский АСЦ, 2012.

16.           Модульное оригами. А. Зайцева. Эксмо, 2012.

17.           Мозаика лоскутных узоров. М. Максимова, М. Кузьмина. Эксмо, 2011.

18.           Новый год и Рождество. Н.В. Дубровская. Детство-Пресс, 2008.

19.           Объемная вышивка. Хелен Пирс. Ниола-Пресс, 2009.

20.           Оригинальные картины из зерен. В.А. Кейлина, С.Е. Червенко, Д.М. Гаравская. Контэнт, 2009.

21.           Оригинальные поделки для дома. С.А. Хворостухина. Мир книги, 2009.

22.           Оригинальные поделки из бумаги. Д. Чиотти. Мир книги, 2002.

23.           Подарки из природных материалов. Русич-Смоленск, 2001.

24.           Поделки из бумажной бечевки. Анне Пипер. АРТ-Родник, 2007.

25.           Поделки из коктейльных трубочек. Петра Хоффман.  АРТ-Родник, 2006.

26.           Поделки из макарон. О. Купцова. Рипол-классик, 2014.

27.           Поделки из ненужных вещей. А.Ю. Иванова. Феникс, 2014.

28.           Поделки из пластиковых бутылок для дома и сада. И.А. Зайцева. Клуб семейного досуга. Белгород, .

29.           Поделки из разных материалов. В.В. Выгонов, Г.В. Голанова, Р.Н. Гончар. АСТ-Пресс книга, 2008.

30.           Поделки из семян и косточек. М. Бондарева. Книжный клуб семейного досуга, 2014.

31.           Поделки из ткани. Н. Кобякова. Айрис Пресс, 2006.

32.           Природные дары для поделок и игры. М.И. Нагибина. Академия развития, 1998.

33.           Пэчворк круглый год. Ингрид Перра. Издательская группа «Контэнт», 2013.

34.           Самоделки из разных материалов. Г.И. Перевертень. Просвещение, 1984.

35.           Сказка своими руками. С.С. Лежнева, И.И. Булатова. Полымя, 1994.

36.           Соленое тесто. И. Кананова. АСТ-Пресс, 2005.

37.           Соленое тесто. К.В. Силаева. Эксмо, 2003.

38.           Топиарии для счастья и достатка. К. Моргунова. М. Третьякова.  Клуб семейного досуга. Белгород, .

39.           Украшаем мелким бисером. Джузеппина Спадони. Контэнт, 2011.

40.           Уникальные картины из зерен. С.Е. Червенко, Д.М. Гаравская. Контэнт, 2011.

41.           Цветы из бумаги и салфеток. Т. Хусаинова. Клуб семейного досуга. Белгород, 2011.

42.           Цветы из ткани. Кимберли Кристоферсон. Контэнт, 2014.

43.           Цветы из упаковок от яиц. В.В. Сподыляко. АСТ: Кладезь, 2015.

44.           Чудесные поделки из макарон. Клуб семейного досуга. Белгород, 2013.

45.           Чулочная кукла. Елена Лаврентьева. Питер, .

46.           Я всё умею делать сам (3 класс). Т. Геронимус. АСТ-пресс, 2000.